25.09.2020

Интервью с Юрием Штанковым, победителем на дистанции 124 км HOKA WILD TRAIL

12-13 сентября 2020 года на территории Краснополянского заповедника и курорта Роза Хутор состоялся HOKA WILD TRAIL от команды Wild Family. Победителем на самой сложной дистанции (124 км и 10 000 м набора высоты) стал Юрий Штанков, показавший невероятный результат - 20:06:58.
Юра живёт и тренируется в Красноярске и в горах Хакасии. Он - спортсмен команды INOV-8 Russia, призер и победитель этапов Кубка и Чемпионатов России, участник и призёр забегов на дистанциях от вертикального километра до ультрамарафонов в России и Европе. Юра также занимается организацией фестиваля трейлраннинга и скайраннинга "Skyrunfest" в природном парке «Ергаки» в Сибири. Кроме того, Юрий занимается подготовкой спортсменов к любому виду бега - трейлраннингу, скайраннингу и бегу по шоссе.
Мы задали Юре вопросы о его участии в забеге, подготовке к нему и ближайших планах.

- Юра, привет! Твой результат на этой гонке впечатлил всех, ведь ты опередил сильного спортсмена с огромным опытом ультрагонок. Это же твой первый финиш на подобной дистанции?
- Дистанцию такой длины с таким большим набором высоты я бежал впервые. До этого самыми длинными гонками у меня были Elton Ultra 160 км практически без набора, после которого я две недели не мог нормально ходить; Stara Planina Ultra Trail в Сербии 110 км 5000 набора, к которому я был совершенно не готов и шел пешком, чтобы просто уложиться в контрольное время; Cappadocia UltraTrail в Турции 120 км 3500 набора, на которой я сошёл, пробежав лишь половину дистанции. Как можно увидеть, Hoka Wild Trail - это первый старт с таким невероятным показателем набора высоты, да ещё и такой длины!

- Ты говорил, что длинные дистанции тебе даются труднее, что предпочитаешь дистанции до 45 км, но здесь ты показал, что твой уровень позволяет тебе побеждать и здесь. Почему решил бежать здесь именно ультру?
- Мой опыт длинных гонок и вправду нельзя назвать успешным. Но стоит отметить, что все предыдущие старты были беговыми. В то время как Hoka Wild Trail, и я это осознавал, был достаточно "крутым" по набору, чтобы почти половину дистанции идти пешком. Именно этого мне и хотелось: быстро зашагивать в гору, помогая себе палками, а затем лететь вниз со спуска к следующему подъему. Мне хотелось испытать себя именно на горной ультре. Но было действительно страшно. Я понятия не имел, как буду преодолевать дистанцию, в каком темпе, как питаться, и так далее. Но когда я узнал, что Константин Иванов (победитель прошлого года) также бежит этот старт, я принял решение участвовать. Мне хотелось поучиться у него правильно раскладываться на дистанции, посмотреть за ним во время гонки, перенять его опыт.


Фото: Екатерина Гущина

- Когда ты решил бежать эту дистанцию? Сколько времени ты к ней готовился? Как проходила подготовка к этому забегу?
- Я долго сомневался, стоит ли мне бежать эту дистанцию, так как она мне совсем не свойственна, и если я её побегу, то не смогу участвовать в вертикальном километре и в гонке на 34 км. В рамках обеих этих гонок предполагалось провести чемпионаты России по скайраннингу. Поэтому до последнего момента, примерно до середины августа, я колебался между 125 км и ВК+Гонка 34 км. В конечном итоге чемпионаты не были подтверждены, и я со спокойной душой зарегистрировался на ультру. Как вы понимаете, времени готовиться непосредственно к этому старту у меня уже не было. Меньше месяца перед стартом не достаточно, чтобы внести значительные изменения в свой уровень подготовки. Можно сказать, что я сфокусировался на правильной подводке. Съездил на Эльбрус, пожил неделю на высоте двух тысяч метров, погулял по склонам до 4500 тысяч. Затем приехал в Сочи, в Розу Хутор и провел здесь две недели, изучая трассы и адаптируясь к жаре и влажности.


Фото с Сахарного марафона 2020. Автор - Владимир Бекрешев

- Расскажи о том, как проходила гонка для тебя? В какой момент ты стал понимать, что победа уже никуда не денется?
- С самого начала я старался держать Костю в поле зрения. Он очень резво стартовал. Было непросто держаться за ним, не выходя за пределы аэробной зоны. Пришлось пойти на риск и ускориться, чтобы догнать его и поддерживать его темп. Я понимал, что велика вероятность, что я не справлюсь с его темпом на протяжении всей трассы. Я подумал, что потерплю сколько смогу, а там уже будь, что будет. Со временем мой организм вработался и бежать стало комфортнее. До первой заброски на 45-м километре мы пробежали вместе. С пункта я вышел минуты на две-три раньше Кости, так как ему нужно было вытряхнуть камни из кроссовок, и он сказал, что догонит, чтобы я не ждал его. Следующие тридцать километров по Ачишхо до пункта питания Красная Поляна я провел в ожидании того, что Костя вот-вот меня нагонит, и мы побежим рядом. Или же он обгонит меня, так как мои силы были уже не столь свежими. Но этого не произошло. Примерно в 3:30 ночи меня одолело странное состояние, в котором я еле волочил ноги, с трудом видел тропу впереди, вилял зигзагами по дистанции. Посмотрев на часы, я догадался, что организм засыпает. Прямо на ходу. Такого я ещё не испытывал. Пришлось заставлять себя не спать и идти дальше. В скором времени начался крутой и очень опасный спуск, и сон как рукой сняло. К Красной Поляне я добрался в одиночестве. Поел заранее приготовленный мной рис с фасолью и зелёным горошком, завёрнутый в лаваш, заправился водой, гелями GU, батончиками Bite и вышел навстречу рассвету к подъему на Аибгу. Отставание Кости на пункте Красная Поляна было около 10 минут, но он умудрился догнать меня на "черничной тропе" перед вершиной Аибга, чем очень сильно меня поразил. Это произошло примерно на 85-м километре и я подумал, что всё кончено. Этот подъем забрал все мои силы. Но Костя, на моё удивление, не стал меня обгонять, а продолжил идти сзади. Когда мы поднялись на Аибгу, солнце уже вовсю светило, становилось очень жарко. Знакомые места зарядили меня энергией, и я радостно побежал по гребню. Подбегая к Аибга-3 (седая), я оглянулся назад и не увидел там Костю. Он сбавил темп. Всё оставшееся время я провел в ожидании его внезапного появления у меня за спиной. Но этого не произошло. Уже в горной Олимпийской деревне, где меня встретила Ксюша Авдеева, я узнаю, что отставание Кости составляло около 30 минут на предыдущем пункте питания. Эта новость позволила мне немного расслабиться. Хотя я до самого финиша оглядывался назад, опасаясь чуда.


Фото Анастасии Пешковой

- Хорошо ли ты переносишь жару? Ты же понимал заранее, что будет жарко на гонке. Как-то корректировал планы на гонку и питание из-за жаркой погоды?
- Я довольно хорошо переношу жару. Однако, за неделю до старта, я принял участие в забеге "Сахарный марафон". Была такая же жаркая погода, и меня "накрыло" на дистанции. Я сделал соответствующие выводы. Организаторы Hoka Wild Trail очень качественно подошли к снабжению участников на дистанции. У меня всегда были полные бутылки воды на пунктах (1 литр). Этого мне хватало до следующего пункта. Рацион питания был также скорректирован из-за жары.


Фото Ильи Гладких

- Расскажи о питании перед гонкой, на гонке и после неё. Как ты восстанавливаешься после таких сложных забегов?
- Я полагался только на гели GU и батончики Bite на пунктах, а с собой у меня были гели от Procat. Это всё, что я ел на дистанции помимо моих двух рисовых "буррито" с фасолью и зеленым горошком на забросках. Что касается питания перед гонкой, то оно отличалось от моего традиционно вегетарианского рациона. Помимо любимых мною риса, гречки, булгура, овощных соусов и фасоли, мне хотелось рыбы и курицы. Такое ощущение, что организм боялся предстоящего испытания и хотел увеличить разнообразие поступающей пищи. Мне кажется, что я набрал пару килограмм перед стартом. На следующий день после финиша я чувствовал некоторую боль в желудке. Видимо, большое количество гелей и батончиков сказалось на пищеварении. Поэтому первые дни я ел, в основном, каши, крупы, йогурты с бифидобактериями. Потом на меня напал жор, и я позволил себе пиццу, хачапури по-аджарски, разнообразные блюда из курицы. Сейчас я постепенно возвращаюсь к своему стандартному вегетарианскому рациону.
Помимо питания, восстановлению помогают массаж, горячие сероводородные ванны, растяжка, сон. Уже в четверг я вышел на очередную тренировку. Я считаю, что активное восстановление ускоряет процесс возвращения организма в норму.

- Будешь ли ты теперь бегать больше забегов на длинные дистанции? Переходить в ультрабег?
- Теперь для меня открылся новый мир горных ультра забегов. Я осознаю, что двадцать часов на дистанции - это не смертельно. Более того, это возможно и даже очень интересно. Однако, полностью переходить к забегам на сто и более километров у меня в планах пока что нет. Но то, что я буду бегать их немного чаще, чем раньше - это точно.

- Какие теперь соревновательные планы, хотя, конечно, сейчас тяжело что-либо планировать. К чему будешь готовиться теперь?
- Сейчас я уже в Кисловодске и готовлюсь к своему следующему горному приключению в 52 км и 3100+ набора от команды Wild Family: Dagestan Wild Trail 7-8 ноября. Попутно хочу заглянуть в Ингушетию на марафон "Джейрах" 27 сентября и пробежать там 21.1 км. А также снова приехать в Сочи на Alpindustria Trail 3 октября.

- Спасибо и успехов на предстоящих гонках!

Виктория Келлер