27.09.2019

Юрий Штанков в ТОП-10 на этапе мировой серии по скайраннингу!

Юрий Штанков (inov-8 Team Russia) принял участие в одном из самых сложных забегов мировой серии 2019 Migu Run Skyrunner® World Series. Горный ультрамарафон Pirin Ultra прошёл 20-23 сентября в Болгарии и собрал серьёзный состав участников, среди которых “звёзды” мирового скайранинга и трейлраннинга. 66 км и 4400+ м набора высоты, - дистанция, которую Юре удалось преодолеть за 8 часов 14 часов и завоевать 9-е место, попав в ТОП-10 сильнейших!

Поздравляем Юру с отличным результатом!

Рассказывает Юрий Штанков:

«Опыт предыдущих гонок с подобным профилем трассы подсказывал мне, что будет очень непросто взбираться на третий подъём, набирая четвертую тысячу вертикальных метров. Меня пугал не столько суммарный набор в 4400+ метров и не столько дистанция в 66 км, сколько конкуренция участников на этом старте. Pirin Ultra - это этап мировой серии Migu Run Skyrunner® World Series. И в этом году в небольшой горнолыжный городок Банско съехалась элита мирового трейла и «Sky». Чтобы лучше представлять уровень конкуренции, скажу, что первая пятёрка финишёров побила прошлогодний рекорд трассы, принадлежавший испанцу Pere Aurell, находящемуся на данный момент на 6-й строчке мирового рейтинга 2019 г.

Так вот, пробежать 66 км с 4400+ м набора в своё удовольствие - это довольно несложно. Когда устаёшь, переходишь на шаг; когда проголодался, останавливаешься на пункте питания и лакомишься всевозможными вкусностями; когда совсем тяжело, можешь присесть на травку, полюбоваться красотой гор, сделать несколько селфи и продолжить свой путь. В таком темпе можно благополучно финишировать, уложившись в контрольное время и получив заслуженную медаль финишёра.

Однако, в том случае, когда хочешь попасть в призовые ТОП-10 при такой конкуренции, говорить об удовольствии, в обычном понимании этого слова, не приходится. Тут испытываешь некое мазохистское удовольствие от того, что тебе больно, плохо, невозможно, но ты всё равно продолжаешь бежать, идти, карабкаться, траверсить, спускаться, прыгать, лелеть, скользить, падать в направлении финиша на максимально возможной скорости. Вопреки сигналам мышц и здравого смысла. И такое преодоление себя, как ни странно, доставляет удовольствие. Может не всем. Я сейчас говорю про себя.

За два дня до старта мне на почту пришло письмо от организаторов Pirin Ultra. В обязательное снаряжение добавились тёплые перчатки и шапка. Надвигается холодный фронт, и на вершинах ожидается температура, близкая к нулю. Такого поворота событий я не ожидал. В рюкзаке ручной клади у меня были лишь несколько пар футболок и шорт. О тёплых вещах я и думать не мог. Я рассчитывал на солнечную, тёплую, приятную погоду. Мне очень хотелось продлить себе лето в то время, как во многих регионах России уже наступила настоящая осень. Прослушав брифинг дистанции 160 км вместе со своим другом из Красноярска Алексеем Зарубиным, который стартовал в полночь именно на этой, ещё более длинной дистанции, я отправился покупать перчатки.

Это была пятница. Всю ночь и день субботы участники длинной дистанции в 160 км будут бежать по горам парка Пирин, после чего для них начнутся вторые сутки. Лишь в воскресенье утром, примерно в то же самое время, когда мы будем стартовать на дистанции 66 км в 8:00 утра, ожидается прибытие лидера 160 км на финиш. Проснувшись в своём номере гостевого дома в Банско рано утром в субботу (мне не спалось), я узнаю, что Алексей сильно замёрз в первую ночь на дистанции и думает о том, чтобы сойти. Узнал я это из разговора с Андреем Диц, тренером Алексея, которому тот умудрился позвонить в Россию, находясь на гонке. Связь в парке отличная. Несмотря на возможность остановиться в горных приютах на пунктах питания и отогреться, отдохнуть, поспать, поесть, Алексей всё же решил закончить гонку раньше и не продолжать движение к финишу. Не очень приятная новость. Теперь моя очередь выходить на старт. Одену-ка я лучше две футболки вместо одной.

4:40 утра. Почему я уже не сплю, не знаю. Я заметил, что и в Софии, и в Банско, мой сон прерывается около пяти часов утра, а то и раньше. Ну, что же, зато есть время собраться как следует. Один литр жидкости, фонарик, телефон, аптечка, пара батончиков, ветрозащитная мембранная куртка - всё это в беговом жилете. На себе: кепка, бафф в виде шапки, перчатки, футболка с коротким рукавом поверх футболки с длинным рукавом, шорты, компрессионные гольфы, кроссовки TERRAULTRA 260 от inov-8 http://inov8-russia.ru/catalog/shoes/mens/TERRAULTRA_260_GREY_RED/, нагрудный номер, контрольный чип отметки (как в ориентировании) на одном запястье и часы Suunto 9 с загруженным треком дистанции на другом. Чуть не забыл трекинговые палки в углу. Хорошо, что Алексею удалось привезти их мне из Красноярска. Без палок я бы вряд ли попал в ТОП-10.

На старт запускают по одному, выдавая GPS-трекер. С помощью него за каждым участником можно следить онлайн. Я встаю в общую очередь, но, когда приходит мой черёд, меня отправляют к другому входу - отдельный вход для элитных спортсменов прямо перед стартовой линией. Прямо-таки Priority Boarding. Ну, что же, приятно. Постою тут, в числе мировой элиты, попозирую для фото и видео. Долго мёрзнуть не пришлось. Оставалось всего четыре минуты до старта. Никакого предстартового мандража. Спокойствие и умиротворённость. «Бежать ведь более восьми с половиной часов, - думал я, - чего же тут волноваться. Пойду погуляю до вечера».

И вот мы пошли. Кто-то на прогулку, кто-то к новым рекордам. Группа лидеров примерно из двадцати человек вырвалась вперёд. Я начал в относительно спокойном темпе за Ragna Debats, которая в итоге выиграла в женском зачёте. Продержался за ней около двух километров, разогрелся и решил обогнать её и начать преследование первой двадцатки. Вплоть до первого пункта питания я бежал в полном одиночестве, обогнав двоих-троих ребят в самом начале. Подбежав к пункту, я увидел ещё двоих спортсменов, только-только уходящих на дистанцию. Остановившись лишь на секунду, чтобы отметиться чипом, я пустился им вдогонку. Вскоре мы выбежали из леса на открытые "альпийские луга", окружённые цирком величественных гор. Тропа петляла между небольших кустарников и в скором времени начала подниматься резко вверх, серпантином огибая россыпи курумника. Это был классический крутой подъём на перевал, за которым моему взору открылась необъятная панорама соседней долины. Пока я шёл в подъём, мне удалось вплотную подобраться к впереди идущему участнику. О беге в такой подъём не могло быть и речи. Мы ритмично “зашагивали” всё выше и выше, пока не достигли перевала.

Далее мы повернули влево и начали траверсом огибать гребень. Выйдя через какое-то время на ровный участок возле зеркального горного озера, в котором отражались каменные склоны гор, мы пустились вскачь, словно пасшиеся неподалеку кони. Ещё один небольшой подъём, - и начался неожиданно крутой и долгий спуск. Сначала камни и сыпуха, а затем мягкая тропинка по лугам. Отпустив себя и разогнавшись до четырёх минут на километр, я начал обгонять других спортсменов. Один за одним, они постепенно оказывались позади, словно в равномерном потоке машин на автостраде. Неожиданно впереди появился идущий пешком участник, которого я ясно выделил в группе лидеров на старте из-за его необычной причёски - длинные волнистые светлые волосы, спускавшиеся чуть ниже плеч.

- «Всё ли у тебя хорошо?» - спрашиваю я у него на английском, останавливаясь рядом.

- «Подвернул ногу. Но могу идти сам. Всё нормально», - отвечает он, понимая, что я тороплюсь, и не желая отнимать у меня время.

- «Я сообщу на пункте питания, чтобы к тебе вышли навстречу», - кричу ему я, набирая скорость.

Следующие несколько километров до пункта питания я бежал ещё быстрее, чувствуя груз ответственности за пострадавшего участника. Как только я добежал до лесной хижины, в которой располагался пункт, я сразу же сообщил судьям о том, что человеку на дистанции нужна помощь. Надеюсь, ему на помощь тут же выдвинулись медики. Не желая тратить время на дозаправку и чувствуя в себе силы, я схватил горсть орехов с сухофруктами и снова выбежал на дистанцию продолжать непростое преследование первой десятки. Очень долгое время маршрут шёл по грунтовой дороге. Мы сбросили около полутысячи метров и оказались примерно в такой же обстановке, что и после старта, - удобная широкая дорога в лесу, плавно поднимающаяся вверх к следующему цирку, где меня, как и других участников, ожидал второй, самый крутой подъём на высоту около трёх тысяч метров.

Впереди никого, позади тоже. Какой я по счёту, - непонятно. Сколько времени до впереди или позади бегущих? Можно ли сбавить и подкопить сил или нужно добавить, чтобы дожать отставание и переместиться на позицию выше? В такие моменты очень не хватает кого-нибудь в команде на пунктах питания. Я представлял себе монитор компьютера или телефона, на котором отображался мой маячок с номером 114, за которым следят мои друзья и знакомые, которые прочитали мой пост и перешли по ссылке на онлайн-трансляцию результатов по GPS-трекерам. Вот бы и мне сейчас посмотреть на такой экран и оценить обстановку. Но всё, что у меня есть в арсенале, - это сила воли и желание показать лучший возможный результат. Они толкают меня бежать вверх, не переходить на шаг, даже когда очень хочется, выжимать из себя всё возможное.

Когда лес закончился и открылись масштабы предстоящего пути на следующий перевал, мне стало не по себе. Взглянув вверх, у меня было опустились руки, но тут я увидел маленькую яркую точку. Неужели это следующий спортсмен?! Да, так и есть. «The game is on!», - как говорили в тех местах, где я только начинал бегать. Началась погоня. Каждый шаг приближал меня к цели, и это делало подъём не таким долгим. Полтора часа пролетели как один миг. Мы вышли на гребень. Снова небольшой траверс, и начнётся крутой спуск вниз. Долго держусь позади, чтобы набраться сил для рывка. Отдышался, отдохнул, пора обгонять. Спуск - это особенное удовольствие. Можно расправить крылья и почувствовать скорость. Руки чуть в сторону; внимание на несколько метров вперёд; мозговая активность направлена на поиск оптимальной траектории; мышцы ног включаются по-новому, не так, как на подъёме, дабы смягчать ударную нагрузку от двухметровых прыжков; голеностоп работает как подвеска автомобиля, поглощая все неровности. Секундное касание поверхности, толчок и полёт... И так около часа до следующего пункта питания в очередной долине, где-то в таинственном лесу.

Я знал, что так не будет продолжаться вечно. Третий подъём выжал меня настолько, что мне хотелось сесть на соседний с тропой камушек, обхватить колени руками и созерцать безмолвную мудрость лесов. И знаете, что мне помешало это сделать? Правильно! Преследующие меня участники, стук палок которых отдавался эхом у меня в висках. Словно безустанные орки в погоне за Фродо, несущем кольцо всевластия, они прочёсывали лесные тропы и горные перевалы в надежде настигнуть меня до финиша. Ну, что же, тогда я стану быстроногим эльфом, чей дом - это лес, и буду черпать силы от деревьев и ручьёв, от камней и травы под ногами...

Я не представлял, как буду преодолевать последний спуск длиной более, чем пятнадцать километров. Я не хотел даже думать о том, что он ждёт меня впереди. Только бы добраться до вершины, только бы взойти в этот бесконечный подъём. Я уже с трудом заставляю себя откусить кусочек батончика, потому что в горло ничего не лезет. Вода и апельсиновый сок в моих запасах иссякли. Силы покидают меня. Я считаю километры до последнего пункта питания. 56-й километр - отмечено на профиле высот. Но его нет! Где этот пункт?! Я спрашиваю встречающихся туристов. Они говорят, что осталось около пятнадцати минут. Бегу дальше, вижу парковку с каким-то зданием, похожим на визит-центр. Вокруг много машин и людей. Но где же еда и вода? Где организаторы? Пытаюсь узнать, куда бежать, но никто не в курсе происходящего. Никто не понимает ни русскую, ни английскую речь. Чего хочет от нас этот обезумевший парень?! Еды! Воды! Вот что я хочу! Мозг перестал получать питание и отказывался здраво мыслить. Начал паниковать и сомневаться в правильности движения. Мне казалось, что пункт питания я уже пробежал. Что он был на той парковке. В том визит-центре. Я остановился. Развернулся. Пробежал было несколько шагов, но одумался. Нет, не может этого быть! Нужно бежать дальше. Паника охватила меня. 57-й километр, а пункта всё ещё нет. Неужели я пробежал его и не отметился?! Это верная дисквалификация. Но тут мне попадается мужчина, который на английском говорит мне, что мне осталось совсем немного и будет пункт питания. Как же он меня обрадовал этой новостью. Прямо спас меня от терзаний и воодушевил на новые подвиги. Вот что значит владеть информацией (возвращаясь к вопросу о группе поддержки). Добежав до пункта питания, я был так рад, что забыл обо всём происходящем до этого времени. О том, что я соревнуюсь, о том, что до финиша всего десять километров, даже о том, чего мне так хотелось (когда-то давно, почти восемь часов назад , целая вечность), - попасть в ТОП-10. Я поедал вкуснейшие бутерброды с томатной пастой и домашним сыром, запивал их апельсиновым соком, заливал это всё “колой” и радостно общался с волонтёрами. Естественно, это не прошло мне даром. Только я начал закрывать наполненные водой и “колой” мягкие бутылочки и засовывать их в карманы бегового жилета, как на поляну выбежал ещё один участник, отметился чипом и, не останавливаясь, побежал дальше в лес, в сторону финиша. В моей голове так же быстро, как и только что промчавшийся передо мной участник, промелькнуло нецензурное слово, характеризующее моё удивление и досаду.

- «А я вообще какой?!» - спросил я у волонтёров.

- «Теперь девятый», - ответили мне они.

«Ну, уж нет, так просто я это не оставлю», - подумал я. Надо догнать. Только я хотел ускориться со спуска, как съеденные только что бутерброды сказали мне: «Эй, парень, притормози!». А “кола” с апельсиновым соком добавили: «Не так быстро, нас тут вообще-то трясёт». В таком состоянии не посоревнуешься. И уж точно не с тем, кто, как оказалось впоследствие, был первым на первых контрольных пунктах. Что произошло в ходе гонки у этого парня, что он сдал позиции до девятого места, я не стал выяснять. Я был просто поставлен перед фактом, что он теперь восьмой, а я девятый. И пока что ничего изменить я не в силах. Остаётся лишь бежать дальше, что я и сделал. Оставалось всего лишь пять километров до финиша. Сил должно хватить. Еда постепенно улеглась и высвободила должный прилив энергии. Я в удовольствие приближался к финалу этой гонки, как вдруг впереди появился всё тот же восьмой. Оказалось, что он убежал не туда и потратил несколько секунд на то, чтобы вернуться обратно. Этого было достаточно, чтобы сравняться с ним и оказаться в полуметре от него. «Матч-реванш», - подумал я. Судьба даёт мне второй шанс побороться и поиграть в “кошки-мышки”. Пять минут, полёт нормальный! Ещё километр и я по-прежнему прямо за ним. Но вот мы выбегаем на ровную дорогу, и он ускоряется до 3:40 на километр. Да как так-то?! Спустя километр, я отпускаю его, не в силах выдерживать такой темп. С меня хватит этих бесполезных "боевых действий". Почему бесполезных? Да потому, что призовые за восьмое и девятое место одинаковые. Рейтинг мне в этом году не важен, чтобы переживать за одну позицию. Поэтому я просто отпускаю ситуацию и заставляю себя сбавить темп. Причём даётся мне это с трудом. Организм настолько вошёл в режим "всё или ничего", что даже не поддаётся на подобные команды.

Я финиширую, пожимаю руку своему коллеге по последним километрам дистанции и ухожу в глубину толпы, чтобы присесть на прохладную ступеньку и выдохнуть. Всё закончилось. Восемь часов и четырнадцать минут. Даже быстрее, чем я рассчитывал. Девятое место и полное удовлетворение от проделанного пути, от каждого принятого на дистанции решения, кроме, пожалуй, бутербродов с соком и “колой” на последнем пункте питания. Интересно, если бы я не потратил там столько времени, смог бы тот парень обогнать меня? Но об этом мы уже никогда не узнаем».